Сеть АЗС «Нефтьмагистраль» внедрила единое аналитическое хранилище данных для интеграции ключевых бизнес-показателей всех подразделений компании. Новый инструмент повысил управляемость важнейших операционных процессов компании, таких как контроль запасов, управление продажами, мониторинг рыночной активности и управление лояльностью клиентов.
«Нефтьмагистраль» — российская сеть автозаправочных станций. Компания была основана в 2000-х годах и с тех пор активно расширяется, предлагая не просто сопутствующие товары, а полноценный ритейл – с кафе, аптеками и услугами автомойки. «Нефтьмагистраль» завоевала доверие автолюбителей, и занимает значительную долю на рынке розничной реализации топлива в Центральном регионе России.
До старта проекта бизнес использовал самописную CRM-систему для управления транзакциями, привязки клиентов и бонусных программ, а также совокупность разрозненных и неполных данных из различных источников, включая кассовые системы iiko для форматов HoReCa и кассовую систему для учета топлива. Основные данные обрабатывались через встроенные в iiko OLAP-кубы и SQL-запросы к CRM системе, но из-за отсутствия единой точки консолидации аналитика усложнялась, требуя ручного свода показателей в Excel, что увеличивало затраты времени и повышало риск ошибок.
Проект был направлен на комплексное решение задачи интеграции данных, оптимизации отчётности и создания централизованного пространства для сбора и анализа информации. Требовался оперативный расчет актуальных показателей по продажам, рентабельности направлений, эффективности программ лояльности и запасам. Конечная цель — обеспечить руководителей бизнес-подразделений Нефтьмагистраль инструментами для принятия своевременных управленческих решений на основе комплексной аналитики.
Сложность проекта состояла в необходимости централизовать данные всех бизнес-юнитов Нефтьмагистраль – АЗС, HoReCa, мойки, пищевое производство, аптеки, розница. Предстояло обогатить аналитику данными из системы лояльности по клиентам, использующим мобильные приложения. Требовалось автоматизировать мониторинг конкурентных цен для оперативного принятия решений в привязке к месту расположения АЗС. Наконец, необходимо было поддерживать гибко изменяемую единую модель данных для визуализации в Power BI, минимизировав ошибки ручной обработки.
Проект инициирован руководителями ключевых подразделений – директора направлений, аналитики, финансового департамента, управление запасами и операционной эффективностью.
В результате проработки была спроектирована централизованная трёхуровневая архитектура:
Для управления номенклатурой и передачи информации в кассовые системы и BI систему интегрированы данные из 1С ERP с помощью специального коннектора BI.Qube. Аналитическая система построена на сегментированных базах данных для каждого направления бизнеса, что обеспечивает снижение нагрузки и ускорение отчетности.
Особенности функциональной архитектуры
Решение развернуто на платформе MS SQL Server 2019 Enterprise и Power BI Report Server в инфраструктуре заказчика. Визуализация данных выполнена на Microsoft Power BI, обеспечивающем возможность self-service BI для самостоятельного создания пользователями отчётов на базе преднастроенных витрин данных. При построении АХД использованы инструменты фреймворка BI.Qube. Они обеспечивают централизованное управление данными, автоматизацию ETL-процессов и высокую гибкость в настройке аналитических моделей, что ускорило внедрение решения и улучшило качество аналитики.
Компоненты BI.Qube:
Компания Нефтьмагистраль с помощью инструментов анализа и мониторинга бизнес-показателей существенно повысила точность и скорость принятия управленческих решений, оптимизировала бизнес-процессы, анализ и планирование для всех структурных подразделений компании.
Основные результаты внедрения:
Таким образом, проект не только улучшил текущие бизнес-процессы, но и заложил основу для дальнейшей цифровой трансформации компании, обеспечив более высокое качество данных и гибкость в принятии управленческих решений.
Иван Тарасов, Руководитель отдела аналитики Нефтьмагистраль
Мы действительно очень довольны результатами. Впервые для компании была внедрена такая масштабная аналитическая система, и она показала себя с лучшей стороны. Все бизнес-юниты активно пользуются её возможностями. Хотя поначалу были опасения, что система может не прижиться или данные покажутся неточными, на деле она оказалась эффективной и удобной. По моим оценкам, мы выполнили задачу более чем на 90%, если не на 95%.
Проект реализован с использованием продукта BI.Qube командой интегратора IT Pro, которая отвечала за создание ETL-процессов, настройку хранилища данных и формирование витрин для последующей визуализации данных. Экспертиза IT Pro позволила устранить множество проблем, связанных с неполной передачей транзакционных данных в CRM из кассовых систем. С помощью коннектора BI.Qube к 1С, работающему в визуальном режиме с метаданными, интегрированы данные из 1С ERP для управления номенклатурой и передачи информации в кассовые системы и BI.